Фанфики

автор Мурад Исмайлов



     Я бы хотел поговорить о "фанфиках" ("fanfictions"),  т.е.
любительской  прозе  в Интернете.  Вещь эта любопытная сама по
себе. Прежде всего, найти ее можно только во "всемирной паути-
не"  - по определению,  т.к.  других легальных и дешевых путей
распространения плодов творческих мук у любителей просто нет.
     На мой взгляд, пишущих фанфики можно разделить на три ка-
тегории.  Первая - графоманы,  которые полагают, что могут пи-
сать,  но пишут плохо и воруют идеи.  Таких "писателей",  увы,
большинство.
     Вторая категория - люди,  которые просто любят конкретный
фильм, мультфильм, персонаж или литературного героя и при этом
обладают, как минимум, литературным вкусом и чувством меры.
     Ну, а третья группа - профессионалы, которые развлекаются
в свободное время либо любители с ярким литературным даровани-
ем. Многие пишут анонимно.
     Как же придумываются фанфики?  Тут автор находится в нес-
колько особом положении, нежели пишущий на оригинальную тему -
ему ведь надо сохранить знакомый всем характер героя.  А, сох-
ранив характер, хорошо бы постараться добавить несколько своих
"мазков".  Тогда успех у фанатов будет гарантирован.  Конечно,
для некоторых тем написание фанфиков представляет  технические
сложности.  Например, для "Титаника". Обычно подходят сериалы:
любой популярный мультсериал, "Секретные материалы", "Звездные
войны",  "Семейка Адамс",  а возможно,  и "Приключения Шерлока
Холмса".
     Итак, тему  выбрали.  Что  же можно сделать с персонажем?
Давайте пробежимся по наиболее популярным приемам.

     - Просто новая серия в сериале.  Это то, что шефы требуют
       от сценаристов. И самая сложная тема.
     - В будущее!  Интересно, что будет дальше? Через год, че-
       рез много лет? Очень часто после выпуска нескольких се-
       рий накапливается некая критическая масса,  которая вы-
       талкивает мозги  сценариста  в неопределенном направле-
       нии. Например,  в будущее.  Давай?  Давай?  Герой может
       отправиться туда в специальном аппарате, а может и уго-
       дить в искривление времени - любые способы хороши.  Для
       того и нужны в сериалах сумасшедшие ученые вроде Норто-
       на Нимнула.  Хорошо бы описать быт Спасателей через де-
       сять лет.  Гайки уже нет,  она вышла замуж и переехала.
       Вместо нее Фокси и искуственное существо Дейта размером
       с Рокфора - носильщик,  телохранитель,  инструментарий.
       Куча новой техники - ей Чип занимается. История про то,
       как постаревшего Нортона выпустили, и он взялся за ста-
       рое.
     - В прошлое!  Что было раньше?  До сериала,  в юности,  в
       детстве героя?  Ситуация очень  похожа  на  предыдущую.
       Здесь автор  может просто рассказать какую-нибудь исто-
       рию, произошедшую с главным героем  очень  давно,  либо
       забросить несчастного  на  год назад и заставить встре-
       титься с самим собой (так можно  и  отряд  насобирать).
       Под эту тему можно открыть целый новый подсериал. Пред-
       лагается набор:  Гиго, Рокфор, Гайка и Джереми (это мо-
       лодой мыш,  чуть  старше Гайки и тоже любит мастерить).
       Любопытная складывается четверка - вроде  ЧП,  Зигзага,
       Гусены и  Гоги.  Можно развернуть упомянутый как-то ин-
       циндент в Занзибаре и закрутить такую африканскую исто-
       рию, что...  В общем,  с погонями, местным воинственным
       племенем, заложниками, загадочным талисманом и древними
       легендами.
     - Серия без действия. Среди "писателей" встречается очень
       часто. Это, например, могут быть воспоминания или пере-
       живания с морем слез.  Да,  такой темой можно  временно
       замаскировать отсутствие  таланта.  Здесь тема просто в
       голову не приходит,  а то,  что доползает - откровенная
       графоманская халтура.
     - Химера из разных произведений либо намек на это. Обычно
       подобная вещь несет в себе и пародийную функцию. Напри-
       мер, помесь CDRR и "Секретных материалов" - тема  почти
       неисчерпаемая. Другой  замечательный пример - "Анимань-
       якс Суп".
     - Взаимообмен похожими героями - тема популярная как сре-
       ди любителей, так и среди профессиональных сценаристов.
       Вспомним "Дейл-инопланетянин". Была у меня такая идея -
       "Своя среди чужих, чужой среди своих". Про то, как Гай-
       ку занесло в фэнтази, а боевого эльфа - на ее место. Не
       знаю, стоит ли ее здесь пересказывать.  Идея достаточно
       прозрачна.
     - Пересказ известного произведения, фильма или мультфиль-
       ма, но с другим главным героем. Выглядит часто пародий-
       но. Давайте попробуем переделать один из лучших квестов
       - "День щупальца". Итак, Спасатели пытаются обезвредить
       монстра, которого Нимнул вывел у себя в  подвале.  Увы,
       Нимнул их ловит, и в ярости раскидывает с помощью своей
       машины времени.  Рокфор с Вжиком проваливаются  на  200
       лет назад, Чипа и Дейла кидает на сутки всеред, а Гайка
       оказывается в будущем,  спустя 200 лет, когда мир пора-
       бощен потомками монстра, выведенного Нимнулом. Тема бо-
       гатая. Кто играл в "День  щупальца",  могут  без  труда
       продолжить.
     - Герой в необычной ситуации (в другом времени,  под  во-
       дой, среди  пришельцев,  короче непривычное для фанатов
       место действия).  Спасатели  отправляются  в  подводную
       экспедицию на затонувший корабль,  но на их судно напа-
       дает краб, ломает его, и Спасатели оказываются заперты-
       ми на  судне  без возможности подняться на поверхность.
       Сюда бы еще пиратов, головоного Билла и пришельцев, ко-
       торые уже давно посещают Землю, точнее Воду.

     В заключении хочу заметить,  что многие "официальные" се-
рии от фанфиков просто не отличишь - взять, например, "Волшеб-
ную лампу" или "Негодяя Баскервиля". Вообще говоря, грань меж-
ду  "любительским" и "профессиональным" творчеством очень тон-
кая.